Что на самом деле думают школьники и учителя о профориентации в школе?

7 сентября 2023 года для всех учеников 6-11 классов было проведено первое занятие из
курса «Россия – мои горизонты». И вот уже второй год курс реализуется по всей
стране, поэтому самое время подвести промежуточные итоги. В этом тексте мы
собрали разные мнения учителей и школьников о курсе. Обсудили, в чем же его польза
на самом деле, насколько быстро такие занятия «прижились» в школах, что, в
общем, о нем думают учителя и подростки.

Напомним, что занятия проходят еженедельно (каждый четверг) и направлены на
ознакомление школьников с разнообразными профессиональными направлениями и
возможностями на рынке труда. Авторы программы курса – опытные специалисты по
профориентации подростков, в том числе кандидаты педагогических наук, эксперты от
различных отраслей экономики, психологи, методисты. Объединив свой многолетний
опыт работы, они разработали методические материалы для проведения занятий,
адаптировав их под психологию и интересы разных возрастных групп.
Мария Соломатина, учитель русского языка и литературы, классный руководитель,
МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской области:
– Курс «Россия – мои горизонты»» – важный и нужный проект, который помогает строить
будущее нынешним школьникам, выбирать важные знания и кратчайший путь к своей
профессии, дает уверенность в своём выборе и собственных силах.

Классный руководитель 8 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района
Владимирской области Людмила Графова выделила несколько положительных моментов
внедрения курса:
– Занятия по профориентации помогают нашим школьникам раскрыть свои таланты и
задуматься о выборе будущей профессии. Я считаю, что введение занятий по
профориентации – мера своевременная и правильная. Важно помочь учащимся лучше
понять, какие навыки, интересы и качества требуются для каждой профессии, и как они
могут применить свои собственные таланты и способности. А вторым положительным
моментом введения этого профориентационного курса является наличие готовых
методических материалов на платформе «Билет в будущее».
Кроме этого, многие учителя обращаю особое внимание на методические материалы
курса.

Саая Сливана Шораановна, учитель Усть-Элегестинской школы Республики Тыва:
– Мне как учителю очень нравится, как выстроена работа по курсу. Есть четкое
содержания курса. Есть календарно-тематическое планирование, где на весь учебный год
расписаны темы и мероприятия. На сайте «Билет в будущее» есть «Конструктор
будущего» – цифровой инструмент по формированию профориентационных мероприятий
в классе. Он содержит в себе готовые материалы курса «Россия – мои горизонты».Хочется выразить большую благодарность разработчикам за построение интересныхуроков и разнообразную подачу информации. Такие уроки не проходят скучно и
однотипно. Дети на уроке заинтересованы в материале, что не может не радовать и меня,
как педагога.

Владимир Кардаш, учитель школы No 31 посёлка Родники Белореченского района
Краснодарского края:
– С 1 сентября 2023 года я провожу курс внеурочной деятельности «Россия – мои
горизонты». Убедительные видеоролики о России, отраслях российской экономики в
цифрах и фактах дали возможность ребятам увидеть масштабно возможности для
самореализации в нашей стране. Занимательные интерактивные игры «Инженеры в
разных отраслях», «Реальность и будущее» позволяют понять учащимся важность и
значимость данных профессий. Курс профориентационной направленности «Россия – мои
горизонты» – содержателен и познавателен своими материалами.

Классный руководитель 6 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Татьяна
Длюгова поделилась своими наблюдениями и отметила, что курс оказался эффективен не
только для школьников:
– С профессиональной точки зрения курс внеурочных занятий «Россия – мои горизонты»
оказался очень полезным. Для меня тоже было очень интересно вместе с детьми
знакомиться с необычными профессиями будущего. Хочется отметить замечательный
инструмент – «Конструктор будущего». С его помощью не только легко, но и интересно
строить уроки.

Ольга Черноусова, педагог-навигатор МКОУ ООШ No2, г. Козельск Калужской области
отметила преимуществом курса знакомство с разными профессиональными сферами:
– Ни для кого не секрет, что дети малых городов и деревень не имеют таких
возможностей, как дети областных центров и крупных мегаполисов. В малых городах не
так развито производство, недостаточно образовательных организаций СПО, а в
некоторых их нет вообще, не говоря уже об организациях высшего образования. Я, как
классный руководитель 8 класса, мама девятиклассницы, с уверенностью могу сказать,
что курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» открывает для наших
детей возможности расширить свои знания о профориентационных сферах, о структуре
образования, позволяет выявить свои предпочтения при выборе профессии.

Марина Мосичкина, замдиректора по воспитательной работе МКОУ «Хвастовичская
средняя общеобразовательная школа» (Калужская обл, с. Хвастовичи), рассуждает на тему
нужности таких занятий:
– Курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» – мера, наверное, все же
правильная. Да, это добавился еще один урок. Да, дети уходят из школы позже. Но если
спросить старшеклассника, куда он хочет поступать, то слышу ответ: не знаю еще. Дети мало что знают о той или иной профессии.

Дети не знают, что для них более подходящее.А потому и видим результат: ребенок пошел учиться в одном направлении, а потом
работает совсем в другом. Необходимо помочь детям лучше понять, какие навыки,
интересы и качества требуются для каждой профессии и как они могут применить свои
собственные таланты и способности. Уверена, что эти уроки будут способствовать
принятию учащимися правильного решения и возможности построения успешной
карьеры в будущем.
Резюмируя, почти все учителя дали положительную оценку курсу и отметили, что он
действительно оказался продуктивным и интересным для обеих сторон. Но будут ли с
этим выводом согласны сами школьники? Когда мы предложили ученикам оценить
занятия курса «Россия – мои горизонты», в первую очередь были отмечены его
преимущества. Вот что они говорят:

Екатерина Пчелинцева, 8 класс, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского
муниципального округа Тамбовской области:
– На курсе «Россия – мои горизонты» мы знакомимся со многими востребованными в
наше время профессиями. Свой окончательный выбор я ещё не сделала. Узнавая о новых
профессиях, в чём их суть и ценность для общества, я пытаюсь для себя понять, какой род
деятельности мне ближе и чем бы я хотела заниматься в будущем. Я считаю, что этот курс
очень полезен для школьников, так как он знакомит с новыми интересными профессиями.

Азим Орзамиев, ученик 7 «В» класса Президентского лицея города Грозного:
– Участвую в занятиях курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» уже
несколько месяцев и могу сказать, что они действительно полезные. Мы изучаем
профессии, узнаем о требованиях и навыках, необходимых для успешной работы. Мне
нравится, что уроки включают много практических заданий, то есть можно применить
наши знания на практике и улучшить свои навыки. Учителя очень отзывчивые и помогают
нам разобраться с любыми вопросами. Я с нетерпением жду каждого урока и уверен, что
эти занятия помогут мне в будущей карьере.

Артем Горбунов, ученик 9 «В» класса школы No 8 г. Старая Русса:
– В этом проекте я познакомился с профессиями IT-разработчика. На профессиональных
пробах мы написали код для калькулятора, медбрата и фельдшера, где нам показали
оказание первой помощи, работу скорой и даже правильное мытье рук в 6 действий! На
уроках мы пробовали себя в роли учителя, металлурга и других специальностях всем
классом (интерактивные игры, рассказывающие об этих профессиях). Также у нас была
экскурсия по нашему Старорусскому приборостроительному заводу. Там нам показали
выплавку деталей, их обработку. Рассказали о истории завода, его продукции. И о
профессиях, которые нужны заводу. Было очень интересно! Сами занятия показали, в чем заключается смысл этихспециальностей.

Проекту я желаю продолжать развиваться идальше помогать ученикам в выборе профессий.

Залесская Мария, ученица 8 «А» школы No 67 г. Брянска:
– Я окончила 8 класс и осознаю, что уже через год меня ждет важнейший выбор будущей
профессии. Лучше понять мои интересы и способности, а также изучить широкий спектр
профессиональных сфер помогает курс уроков «Россия – мои горизонты». Например, на
одном из занятий мы говорили о том, как устроена система образования в нашей стране,
какой уровень образования нужен для разных видов профессий. Также ранее мы
проходили диагностику, которая помогает глубже понять наши профессиональные
интересы. Я с уверенностью могу сказать, что данные уроки помогают мне расширить
кругозор, чувствовать уверенность в себе и в своём будущем выборе.

Боярчук Никита, студент регионального железнодорожного техникума г. Брянска:
– «Россия – мои горизонты» – очень интересный проект. Подача материала увлекательная
и насыщенная. На занятиях я постоянно узнавал что-то новое и необычное. Я уже
определился с выбором профессии, но все равно с интересом изучал различные
направления профессиональной деятельности. Я считаю, что проект достоин самой
высокой оценки и очень важен для всех обучающихся.